avatar

Gamedev - это состояние души...

опубликовал в Как я стал разработчиком игр
Gamedev - это состояние души... Привет! Меня зовут Даниил или MoonStone. Обычно, для друзей, я просто Дан или Мун.

В Воронеже на аниме фестивале в 2013 г.
(В Воронеже на аниме фестивале в 2013 г.)


Я до последнего не думал участвовать, хотя мне всё это очень интересно. Всегда было любопытно узнать эту сторону людей, как и что им приходится делать, какие препятствия преодолевать, чтобы достичь своих целей.
Когда я принялся писать, было уже ясно, что всю историю я рассказать не смогу, поэтому вот только её, можно сказать, вступление. Если кому-то будет интересно, то попозже, для истории, можно расширить её и записать заметные события вплоть до текущего момента времени.

Хотел и своих товарищей растолкать, попросить свои истории написать, так как им действительно есть что рассказать, но далеко не все из них спешат раскрывать свою жизнь широкой общественности.
Ну они как хотят, а для меня это никогда не было проблемой, так что я свою монетку в общую копилку историй, пожалуй, всё-таки брошу.

Сразу скажу: я счастлив в своей жизни и рад тому пути, по которому иду. Да, всегда есть, куда расти и, по большому счёту, именно в геймдеве я всё ещё в начале пути. Но за моими плечами тот жизненный опыт, от которого, если бы мне предложили прожить жизнь заново, я бы не отказался. Поэтому и думаю, что кому-то может быть интересно узнать (как, например, мне о других), с чего я начинал и до чего стараюсь добраться.
Зайду издалека и начну с отца. Думаю, это именно он задал вектор пути, по которому мы позже с братом и пошли. С большим разрывом по времени, не след в след, но всё же друг за дружкой. Сам-то я отца в сознательном возрасте не застал, но его застал мой старший брат. Вот он и впитал от него всю ту тягу к технике, знания радиоэлектроники и желание постоянно что-нибудь создавать. Позже это в немного изменённой форме перенял и я. И если наш отец занимался радиоаппаратурой и механикой (в те времена, к примеру, мечтой радиолюбителя было упихать радиоприёмник в спичечный коробок, а из детских велосипедов в гараже с мужиками делали мини-мопеды), то мой брат больше уже занимался радиоаппаратурой и электроникой, собирал компьютеры из привезённых запчастей и старых телевизоров (если не ошибаюсь, среди прочего это были и БК0010-01).

Среднестатистический "монитор" БК'шек
Сам компьютер БК 0010-01

Кратко отмечу, что в те времена (в 80-х годах) народ часто создавал что-то осязаемое, своими руками. Попозже, например, среди радиолюбителей прошла волна, когда очень почётно было собрать своими руками компьютер Spectrum.
Я, конечно же, очень утрирую – эпоха была куда более насыщенной и интересной, чем я её здесь пытаюсь по-быстрому описать. Этому можно посвятить отдельную повесть. Так что лучше буду плавно переходить к основной теме рассказа.
В общем, я хотел дать представление, в какой семье я жил: запах припоя, огромные стеллажи с радиодеталями, большие подшивки журналов: «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Юный техник», «Радиолюбитель» и т.д…

"Наука и жизнь", "Техника молодёжи", "Юный техник"

И конечно же были игры. Ребёнку свойственно играть и потому в игрушки превращалось буквально всё. Я до сих пор помню, как старший брат собрал из радиодеталей на огромном столе целый город: с заводами, домами, деревьями, добавил мигающих огоньков, подсветочек. Где-то достал малюююсенькие машинки (легковые, грузовички, автобусики), которыми можно было в этом городе ездить. Это было что-то! Я не знаю, как он это воспринимал, всё-таки он на 9 лет старше, но для меня это один из самых ярких моментов в жизни. Я хотел в это играть, даже несмотря на какие-то проблемы в то время у меня с сосудами в носу. Помню, у меня носом шла кровь, я ложился, ждал пока она перестанет, потом снова прилипал к этому столу и игрался до следующего кровотечения. Брр… (>_<) Помнится, в тот день даже скорую вызывали, чтобы они впендюрили мне какой-то укол (для лучшей сворачиваемости, очевидно) ибо крови тогда утекло со стакан, как потом мне рассказывали…
Этим я пытаюсь сказать, насколько в те времена нами ценилось что-то новое. Мы искренне радовались в целом незатейливым вещам. Это проявлялось не только в этом. Нам было не лень проехать полгорода, чтобы хотя бы на 15 минут попасть за Компьютер! Рано встать? Идти по холоду по пояс в снегу? Не вопрос! Но… Я всё-таки забегаю вперёд…
Точной хронологии сейчас не вспомню, но, если быть покороче, год за годом техника совершенствовалась и в общем доступе стали появляться персональные компьютеры. И тогда они были ещё очень далеки от современного… нет, не компьютера – телефона! В этом плане иногда забавно представить то, как тогда люди реагировали бы на современную технику, попади она в те времена.
Так или иначе, к тому моменту мой брат обучался в техническом училище, где, благодаря своим ранее приобретённым навыкам и заслуженному доверию, получил в подчинение свеженький дисплейный класс.
Пожалуй, моё первое посещение этого класса и есть рождение во мне… эмм… не программиста, а скорее компьютерщика. Ибо одним программированием тяга к компьютерам не ограничивалась.
Я не помню этот день в деталях, но очень запомнились те ощущения. Тогда мне было около 6 – 7-ми лет и брат предложил сходить в выходные к нему на работу (он там числился лаборантом или кем-то вроде того). И вот вместо очередного похода на чермет за «звёздочками» (может кто помнит, тогда была пора Хон Гиль Дона и ниндзь (1986 – 1987-е года) и каждый делал себе либо нунчаки, либо шесты, либо метательные звёздочки из обломков металла) я решил присоединиться к нему и узнать, где же работает мой брат.
Мы пришли в училище, он подошёл к сторожу и сказал, мол, что у меня сегодня День рождения (хотя до него ещё было далековато или оно уже прошло на тот момент – запамятовал, не суть). В общем нас пропустили и мы пошли по огромным пустым коридорам. Точно не помню, возможно, братец попросил меня подождать вне кабинета, но я чётко помню это мгновение, когда входил в огромный освещённый зал, где вдоль двух длинных стен стояли уже включенные компьютеры. И кроме нас двоих НИКОГО! Брат оставил себе один компьютер, сидел чем-то занимался там, на то время для меня совершенно недоступным, а на всех остальных включил разные игрушки. Не вспомню, какие конкретно там были игры, но из жанров помню разного рода гонки, некоторое количество платформеров (бегаем, ездим с видом сбоку), вертолётики (очень мне нравилась эта игра), Karateka (или что-то в таком духе – не могу точно сказать, ибо не помню, была ли она на Yamah’е (MSX) – именно эти компьютеры там были установлены), кажется и там был Lode Runner и какие-то совсем непонятные тогда для меня игры…

Ямаха

Как бы то ни было, я был невероятно счастлив! Я перебегал от одного компьютера к другому, стоило мне только заскучать за одной из игр. Иногда звал брата и просил помочь пройти то или иное место в игре, с которым долго не получалось справиться. Он садился и тоже увлекался – тогда мне приходилось канючить и оттаскивать его за руку, чтобы он снова пустил меня поиграть.
Было очень, ОЧЕНЬ здорово! В тот день я уходил оттуда крайне возбуждённым и долго не мог успокоиться – в голове роились самые разнообразные мысли: я дорисовывал те участки игры, которые не смог пройти, всё представлял, что же там могло быть дальше. Мечтал и мысленно выбирал, во что же я хочу поиграть в следующий раз. Кроме того, появлялись фантазии, на тему сбора своего собственного компьютера, чтобы можно было играть дома. Ох, эта детская наивность))
Хотя наивность наивностью, но «компьютеры» из картонных коробок мы собирали)))
В общем, тогда у меня закрепился основной интерес – компьютеры. Примерно в это же время в прокат вышел фильм «Короткое замыкание» с роботом Джонни 5-м, что только подтвердило правильность моего увлечения электроникой, роботами и компьютерами. Мы с друзьями смотрели этот фильм по несколько раз на дню, выходили с одного сеанса обходили кинотеатр с другой стороны и заходили снова (если кто из молодых не в курсе, выход из кинотеатра раньше был не там же, где и вход  ). Через некоторое время контроллёры нас начали пропускать в зал бесплатно ))

Фильм &quot;Короткое замыкание&quot;

Мы так увлекались, что подолгу не выходили из этого мира: придумывали новые истории, склеивали этого самого робота из спичечных коробок, трубок, проволоки (весьма правдоподобно, кстати, для нашего-то возраста – я тогда и сам удивляся ))). Но для друзей вся эта электроника, роботы были лишь временным увлечением – им нравилось, но не так как мне, не настолько, чтобы заниматься этим с утра до вечера.
В те времена Интернетом и не пахло (было FIDO, но это всё ещё не Интернет), поэтому единомышленники искались исключительно среди близкого окружения. И позже, в 3-м классе, я был очень рад познакомиться со «странным» товарищем, которого многие обходили, потому что он… странный. В каждом классе, разумеется, есть свой засранец, донимающий тех, кто потише. Так вот меня сразу, помню, покорило его позиция в этом плане: он с ними не дрался, нет – он защекотывал их так, что к нему больше никто не рисковал подходить. ))) Ну и «давил» интеллектом, конечно. Ибо на каких-нибудь замороченных контрольных у него всегда были правильные ответы и он частенько давал списывать. То есть у него был козырь в рукаве и статус странного «мудреца».
На тот момент я был в классе новеньким и меня подсадили к нему. Со временем мы разговорились и вышли на общее для нас увлечение – компьютеры…
Хронологию не помню, но спустя какое-то время, благодаря этому своему новому другу (мы уже гуляли вместе и вне школы) я узнал о дисплейном классе в нашем городском «Дворце пионеров» (сейчас их называют «Дворцами творчества»). Но вокруг этих компьютеров всегда было столько колготы и такая куча народа, что по-настоящему приблизиться к ним удалось далеко не сразу. Ну и как обычный живой ребёнок тех годов, я много времени проводил на улице: гаражи, крыши гаражей, ипподромы, стройки, задворки заводов, автобазы – всё это было мне не чуждо. Мне очень нравились компьютеры, я не упускал возможности поиграть на них, но они всё ещё были малодоступны и потому занимали лишь малую часть моего времени.
Через какое-то время дела у моего брата пошли в гору и они с товарищами в каком-то кооперативе стали ремонтировать компьютеры и собирать их на продажу. Там же у них открылся и компьютерный клуб, в котором, разумеется, я был ооочень частым гостем. Но поскольку очередь туда была не маленькая, основное время я просто сидел рядом и наблюдал, как кто-то во что-то играет или что-то делает поосновательней, например паяет эти самые компьютеры или перепаивает очередной телевизор, чтобы к нему можно было подключить этот компьютер.
Честно признаюсь, само программирование на БК’ашках я тогда не понимал. И наблюдение за людьми, которые долгое время набирают на экране что-то совершенно непонятное, вгоняло меня в сон. В такие моменты я собирался и шёл на другую сторону города, в «Дворец пионеров» в надежде на то, что меня кто-нибудь пустит поиграть хотя бы на 5-10 минуток. Ну и как минимум, там я смогу просто посмотреть, как народ постарше играется во что-то, чего для меня пока ещё недоступно.
Время шло, мы взрослели, и благодаря постоянным наблюдениям, желанию собрать и запомнить даже самые мелкие крупицы доступных знаний о компьютере (иногда по нескольку дней сидели вместе в городской библиотеке и переписывали себе в тетрадь десятки страниц из тех немногих книг о компьютерах, которые были доступны без права выноса из читального зала), мы стали догонять старшеклассников по части знания предмета. Нас с товарищем начинали признавать, мы подружились с отличным руководителем компьютерного кружка (огромное ему СПАСИБО — он вырастил не одно поколение компьютерщиков), у друга сформировались с ним очень тесные, доверительные отношения. Вскоре ему стали доверять открытие, подготовку к занятиям и закрытие дисплейного класса. А это значило, что… ВСЕ ВЫХОДНЫЕ БЫЛИ НАШИМИ!!! 8-)
Я так полюбил посещение нашего Дворца пионеров, что мне потом ещё долго снились разные сны с ним связанные. И даже во снах это было здорово – обычные коридоры превращались в какие-то хитрые лабиринты, которые надо было преодолеть, чтобы попасть в дисплейный класс (Хогвартс 80-х ).
На тот момент в классе стояла, как её называли, «головная» машина ДВК с кассетным магнитофоном, а позже и дисководом, и к этому супер-монстру была подключена сеть БК'шек, если не ошибаюсь.

ДВК

И вот когда у нас с товарищем появилась куча свободного времени, которое можно провести за компьютером, не боясь, что тебя вот-вот попросят освободить стул, вот тогда-то и зародились первые серьёзные мысли сделать на компьютере что-то своё.
Нет, оно и до этого было, конечно, что-то вроде «игр»: «Звёздное небо», «Угадай число» и прочие незамысловатые мини-программульки, но кроме отсутствия опыта тогда в полной мере мешало развернуться и отсутствие доступных носителей информации.
Более или менее большую программу требовалось записывать, как минимум, на аудиокассету (дисководы тогда ещё были огромной роскошью), но все доступные магнитофоны очень быстро ушатывались, поэтому программы попросту набирались каждый раз заново. Да, какое-то время ходили с кассетами, было время записывали на них программки, но на практике оказалось это очень тяжело: записанная касета на одном магнитофоне часто не читалась на другом. Поэтому терпения с ними хватало только при загрузке игрушек. В этом плане, как раз, иногда выручала ДВК с её сетевой загрузкой данных. Сейчас такую схему работы с данными некоторым и представить непросто.
В общем, мы получили более или менее свободный и привелегированный доступ к компьютерам и потому начали активно изучать дорступный тогда на компьютерах Бейсик, а чуть позже погрузились и в машинные коды (меня, правда, тогда на них ещё не хватало). Программные дампы частенько вбивались просто вручную. Быстро печатать там учились быстро. :))) Помню товарища, который приходил в дисплейный класс и завидным постоянством вбивал какую-то большую программулину в виде шестнадцатиричных кодов. Несколько недель вбивал. То есть придёт, загрузит, донаберёт, сохранит. На следующий день снова загрузит и сидит набирает. Кругом все играются, а он набирает. Не помню, что за программу он пытался так внести в компьютер и получилось ли, но в целом такая практика была весьма распространённой.
Время шло, день за днём мы учились, гуляли, играли и развитая сеть друзей, реальных, живых людей, не давала нам погрузится в компьютерный мир с головой, как сейчас это часто встречается. Так или иначе кто-то кого-то зовёт побегать, искупаться или погонять на великах и отказываться от этого в угоду компьютеров по-началу даже и мыслей не было. Ну то есть компьютеры — это очень интересно, но и «погулять» всегда было в обязательной программе дня.
Кроме того, не забывались и бумажные игры — компьютер-то не всегда под рукой был, а фантазия просит реализаций)) Игры были, как правило, самодельные. Это и экономические, с обменом и торговлей, и стратегические, иногда аркадные. В более позднем периоде, помню, была у нас одна дооолгая игра космическая, где мы по линейке расчитывали движение космических кораблей, военных баз, астероидных полей, чёрных дыр и разных там непонятных космоявлений. Надо было умело распоряжаться ресурсами. До сих пор лелею мысль реализовать её на компьютере… Не вспомню сейчас, что меня на неё вдохновило: фильм «Star Wars» или игра VGA Planets (многопользовательская стратегия тех времён), но в любом случае, получилась она самобытной.
Но до этого мы ещё долгое время бегали к друзьям домой, у которых появились ещё редкие тогда компьютеры Спектрум. Но мне и там не особо выпадало на них поиграть (в квартиру набивалось человек по 5-7 ))), но наблюдать за процессом прохождения какого-нибудь Dizzy всегда было очень интересно. И ещё мне никогда не нравилось управление на этих самых спектрумах (вверх, вниз — Q,A; влево, вправо — O,P), поэтому я не сильно настаивал и уступал другим.
… Но вот в наш город пришли персональные компьютеры МК-88 (с CGA-мониторами, 4 одновременных цвета). И все завсегдатаи компьютерного кружка просто трепетали перед возглавляющим класс главным компьютером — гордой 286-й с цветным EGA-монитором (аж 16 одновременных цветов).
Перед нами открылись новые горизонты. Игры были уже совершенно другого порядка, а с приходом дисководов, ужасы загрузки данных стали забываться как плохой сон.
Там уже были ранние версии DOS'а, под который можно было мнооого чего напрограммировать (очень увлекались разного рода файловыми менеджерами, куцыми «операционными системами», а попозже и резидентными программами-розыгрышами). По инерции, конечно, перейдя с БК'шек, мы по-прежнему программировали на Бейсике. Сначала это был Quick Basic, затем Turbo Basic. С последнего, помнится, я дооолго не мог соскочить.
Был как-то запоминающийся случай с этим бейсиком…
Так у меня в жизни получилось, что я сменил не одно учебное заведение и везде встречал разных людей. И как-то однажды, перейдя в училище, когда я уже потихоньку переползал на Turbo Pascal (в 95 – 96-х годах примерно), я пошёл в местный дисплейный класс знакомиться с тутошними фанатами и впервые познакомился с товарищем-гиком (тогда я и слов-то таких не знал), который открыл для меня какие-то просто невероятные стороны Turbo Basic'а. Он показывал мне проекты с ассемблерными вставками, с кучей библиотек для работы с 3D (тогда оно было не такое, как сейчас, но всё же), со шрифтами, со звуком… Просто улёт! Я тогда отметил для себя, что что бы люди ни говорили, но любой язык программирования — это в первую очередь инструмент и конечный результат всегда зависит от мастера, который этот инструмент применяет. Хотя, конечно, ещё чуточку жалко было человека. Мне тогда казалось, что Бейсик уходит в небытие, а этот товарищ становится высококлассным специалистом в уходящей технологии. В тех кругах, где я тогда крутился, ещё гуляла такая паразитная присказка-прилипала: «бейсик бесит».
Сейчас пишу это и понимаю, какие же мы в отрочестве самоуверенные и глупые одновременно)))
К моменту появления в нашем городе компьютеров на базе x86, я стал существенно отвлекаться от учёбы (тут дело не только в компьютерах было, хотя они и увлекали больше обычного).
Кстати, раз затронул тему учёбы: только спустя много лет пришло осознание того, насколько я неправильно поступал, прогуливая её. Очень многие знания из тех, которые давали нам на блюдечке мне бы сейчас очень пригодились. И я не говорю даже о том, что непосредственно связано с моей работой (какая-нибудь алгебра или геометрия). Это может быть любой предмет. Любые и дающихся нам знаний очень и очень увлекательны. И любой из школьный предметов — это отличный запал для идей в области геймдева, не говоря уже просто о разностороннем развитии личности. Вот сейчас, например, я оплачиваю работу репетитора по музыке (решил подучить пианино), чтобы он со мной сидел и занимался. Выделяю для этого время, которого и так вечно не хватает. А ведь ещё относительно недавно было специально отведённое для этого время, был специальный человек, готовый давать мне эти знания, которые я не ценил.
Вернись я сейчас в то время, то сидел бы и взахлёб впитывал всё то, что говорят преподаватели по любому предмету, задавал бы им вопросы в непонятных местах, плюя с высокой колокольни на стеснительность и смехохочки со стороны одноклассников, которые в своё время сдерживали меня от вопросов, не задав которые, я не мог толком разорбраться в некоторых темах уроков. И да, ещё как маленький посыл школьникам: не забывайте, что любому адекватному преподавателю всегда приятно работать с учеником, который искренне интересуется предметом, а не выслуги ради или для галочки. Не стесняйтейсь задавать вопросы, пусть они и будут казаться вам очень глупыми, ведь очень важно разобрать тему до полного её осознания. Кто бы мне это всё тогда сказал… (>_>)
Эх, молодёжь! Используйте скорее те возможности, что вам предоставляются! Судя по тому, что сейчас происходит с образованием, скоро не будет и их. (
Может хоть кто-то извлечёт выгоду из моего осознания неправильности прогуливания уроков.
Но я отвлёкся. Как бы то ни было, когда я начал довольно активно прогуливать школу (классах в 8 — 9-х в привычном ходе жизни появилась некоторая нестабильность и меня, что называется, понесло). К тому времени мой старший брат уже заканчивал обучение и работал в местном институте на кафедре автоматизирванных систем производства, а параллельно занимался и программированием (разнообразные коммерческие проекты на Borland Pascal'е с Turbo Vision'ом). И я (со стыдом признаюсь), недобросовестнийшим образом обманывал его и с разными придумками об отмене занятий в школе залипал у него на кафедре. Так было не всегда, но было. Это тот неприятный жизненный опыт, из которого стараешься вынести как можно больше полезного, чтобы впредь в такое не встревать. (>_<)
Но надо отметить, что для меня, как для компьютерщика, это был один из золотых периодов.
Обычно на кафедру мне разрешалось приходить только после 17 часов. Это число мне просто впечаталось в память, ибо приходя со школы домой, поделав всякие нужные дела, я ждал его с нетерпением, а затем бегом нёсся до автобуса, чтобы там снова бегом долететь до кафедры и как штык в 17 я уже был у входа)). Как я уже говорил, изредка мне получалось уговорить брата пустить меня пораньше, но играть мне до 17 не разрешалось и тогда я раскрывал себе талант «программиста». Помню и свою первую запоротую систему (неправильной и непроверенной последовательностью выполнения кода своей программы снёс command.com, не установил его обратно и перезагрузился) — напугался до ужаса, помню, компьютер-то рабочий. Потом восхищался сдержанностью и профессионализмом брата, который исправлял за мной косяки почти не ругаясь. XD
Ещё иногда меня сажали за компьютер, на котором не было ничего, кроме ДОС’а и текстового редактора Lexicon. Иногда просили набрать какой-нибудь текст какому-нибудь забежавшему преподавателю. В свободные минутки я придумывал себе «игры» даже в нём.
Незадолго до этого я посмотрел какой-то фантастический фильм, в котором мне запомнился только огромный строительный робот, которого оживили в конце, чтобы кого-то там побороть. Ещё там был странный тип, который смотрел на солнце без очков… Если кто-то вдруг вспомнит этот фильм и сможет сказать название фильма, буду очень признателен, если сообщите (moonstone@land.ru)  Очень давно мечтаю его пересмотреть.
Ну так вот, кроме брата на кафедре меня окружало огромное количество професссионалов своего дела, тоже программистов или правильней сказать, компьютерщиков. Так как программисты в то время, как правило, знали и умели куда больше, чем просто программировать )) Были там и девушки, и куча ребят. А я бегал между ними с 1001 вопросом и был у них за сына полка)))
К тому времени брат уже женился и жил отдельно от нас. Я остался со старшей сестрой и маман. Времена, пожалуй, были не из лёгких, с финансами на тот момент было весьма и весьма туго.
И тем с большим теплом я вспоминаю те вечера, когда за окном горят слабые фонари, неполностью освещая спешащих домой людей, завернувшихся в плащи от холода и слякоти. А на кафедре, в тёплой, освещённой комнате на столе закипает блестящий аллюминевый электрочайник, на всех приготовлены кружки с ложками, рядом в блюдце лежат печеньки и какие-то пока незнакомые (и обычно недоступные мне тогда) сладости.
И все облепили только что зашедшего с улицы товарища, который вот только-только приехал с Москвы и прямо с поезда, не забегая домой, приехал сюда, чтобы поскорее поделиться свежепривезённым софтом и игрушками (повторюсь, Интернета тогда не было совсем и в основном информация перевозилась на дискетках и винчестерах).
Раздеваясь, из-за пазухи, он достаёт бережно укутанный винчестер аж на 200 мегабайт и параллельно, взахлёб, прямо с порога рассказывает о разных смешных приключениях, новостях, передаёт приветы…
Ещё не согревшись, с розовыми щеками идёт к самому быстрому компьютеру — разогнанному 386-му с недавно установленной там крутейшей SVGA-видеокартой (поддерживающей стандарт VESA), видит, что ничего не запущено (на экране всего лишь две голубые панели Volcov Commander'а), жмёт Ctrl+Alt+Del, чтобы smart driver скинул кэш на диск, выжидает, пока компьютер не уйдёт в перезагрузку, после чего выключает большой тумблер справа и открывает крышку системника вертикально от себя, как капот машины (распространённый тогда desktop-корпус), выискивает вглядом шлейф, который можно подключить к диску.
Вокруг уже снова скучковался народ, между которыми протиснулся и я, старающийся в очередной раз увидеть процедуру подключения винчестера.
Диск подключен, системник снова работает.
Товарищ, не переставая говорить, привычными и, как всегда, нетерпеливыми множественными нажатиями клавиши Delete заходит в BIOS, там в настройки жесткого диска, без запинки вводит значения количества головок, секторов, цилиндров, режима работы… Сохраняет настройки, перезагружает компьютер.
При загрузке, в меню, выбирает свою любимую конфигурацию (тогда в ДОСе можно было выбирать то, в каком виде загрузится система): много свободной памяти — никаких лишних резидентов не грузится, разве что Сашки Яковлева btetris.com (Background Tetris – он ещё долго компьютерным просторам гулял), чтобы было чем заняться, пока копируются файлы…
Ему протягивают кружку с чаем, вокруг все уже расселись, все готовы внимать.
DOS Navigator запущен.
" — Ну что ж, начнём, пожалуй, с игрушек..."

… Не знаю, получилось ли в этой спонтанной зарисовке передать хотя бы часть той атмосферы увлечения общим делом, позитивного настроя, постоянно проскакивающей то тут, то там не баянной шуточки…
Но в любом случае — это был великолепный коллектив!

Они задали мне пример тех отношений коллег и друзей, который я сознательно (и, надеюсь, бессознательно тоже) искал, находил и буду стараться находить в будущем, если мне доведётся ещё работать в большой команде.

Там я выучил Pascal (если бы они работали на чём-то ещё, я бы выучил и это), соскочил с «GoTo» логики. Там мне помогли разобраться с графическими режимами, инициализация который меня просто срубала: я почему-то долго залипал и не понимал цели файла egavga.bgi, когда в бейсике вместо кучи строк и левого файла можно было просто выполнить «screen 2», например, и всё.
Ещё я очень любил слушать их споры, когда задавал какой-то вопрос вслух, а ответы из разных углов комнаты получались разные. Тогда они начинали докапываться до правды, а я грел уши и узнавал в такие моменты очень много нового, о чём и не догадался бы спросить.
Чуть позже там, кстати, прошёл свою первую игру от начала и до конца за 4 часа. Мой первый рекорд. Называется она… MoonStone, про рыцарей.

Игра &quot;MoonStone&quot;

4 часа непрерывной игры — тогда было довольно долго, так как из-за компьютера меня поначалу выгоняли куда чаще – машин мало, и периодически компьютер требовался для чего-то. Но всем была интересна концовка и меня не трогали больше обычного. Сохранения-то не было. :)
Забавно, но тогда я и не подозревал, что спустя какое-то время, использовав название этой игры как временный ник для чего-то, он закрепится на годы и станет вторым именем.

Кроме этого, я встретил на этой кафедре одно из знаменательных событий – выход в свет первого Doom’а с первыми тогда ещё демо-уровнями. Если не ошибаюсь, его привезли на 3,5" дискетках с Москвы. Помню, как народ выделял место на самой быстрой тогда у нас 386-й машине и запускал его в маленьком окошке. Страшный он был — просто жуть. В смысле играть в него страшно было. Изображение, звук, уровни, уловки на них… Брр. Вот так вот вспоминаешь и в голове не укладывается, насколько сильно сейчас задрали «порог жути»… (>_<)

Игра &quot;Doom&quot;

Поскольку компьютеров тогда, на которых можно было бы запустить Doom в городе «раз, два и обчёлся», а играть очень хотелось, написал свой, текстовый дум. Он был, разумеется, на паскале. Вид сверху: мы управляли стрелочкой, могли крутиться, стрейфиться, были ключи, двери, лава, аптечки, разное оружие и прочие радости из того игрового процесса, который мне надолго врезался в память. Не буду скрывать, мне потом не одну ночь снились кошмарики, так или иначе связанные с думом и его уровнями. Настолько он выбивался из прочих игр и сильно контрастировал даже со своим предком: Wolfenstein 3D.

Wolfenstein 3D

Ещё у меня было большое событие, когда мне подарили старую б/ушную 3,5" дискетку на 1,44 мб. Я теперь мог не бегать со стопкой 5" дискет на 180 и 320 килобайт, а записать всё на одну! (^_^)
Вот на ней многие проекты тех времён и лежали. А сама она, если не ошибаюсь, спустя какое-то время разобралась на компоненты и была утеряна.

Параллельно с моими залипаниями на кафедре, уже когда я подрос, в училище рядом с домом пошёл слух, что вот есть такой товарищ, который что-то да соображает в компьютерах. А туда как раз прикупили новую технику: 12 машин XT'шек (с зелёными мониторами Hercules) и одну главную, 286-ю с EGA-моником.
Мама была уже на пенсии и работала там вахтёром в общежитии училища, поэтому я частенько у неё бывал. И вот в очередной мой гостевой заход в общежитие, директор попросил зайти к нему в дисплейный класс, поговорить (класс был там же, в общежитии на первом этаже). Как выяснилось, ему нужен был помощник, а толковых людей у него на примете не было. Я, разумеется, был очень счастлив и с радостью согласился даже на безвозмездной основе, да и мыслей тогда о зарплате не было — маленький же, в школе ещё. Но прошло совсем немного времени (видимо, он убедился в моей адекватности), и к большому удивлению, предложил устроиться туда лаборантом. Сам-то я подписывать документы ещё не мог, но немного покумекав, всё записали на паспорт моей самой старшей сестры.
Так я начал получать свою первую зарплату примерно в 14 лет (точно не помню), да ещё и на любимой работе! Шикарно! Я получал тогда около 115 рублей – хорошо для молодого мальчишки. И даже при том, что часть заработка уходила домой, этого всё равно вполне так себе хватало. Тут, полагаю, уже можно сильно не распинаться, почему школа для меня заметно ослабла в приоритете — ранняя автономность сыграла свою роль.
Хотя если так подумать, то мой брат ещё раньше начал зарабатывать. XD
Как бы то ни было, сочетание «общежитие_педагогического_училища,_в_котором_живут_практически_одни_девчонки» + «дисплейный_класс_в_моём_полном_подчинении» подарило мне несколько самых запоминающихся лет.
Там же я познакомился с ребятами, с которыми крепко подружились и потом сделали вместе не один игровой и учебный проект для училища.
Они жили в комнате этажом выше, поэтому распорядок дня у нас был примерно такой:
— утром я прихожу на работу, открываю класс, загружаю компы, запускаю программы к уроку;
— два-четыре часа идут занятия, я в это время тихонько сижу за главным компьютером, ваяю свою библиотечки (в основном это был Borland Pascal) и допиливаю какое-нибудь очередное приключение ёжика Zuzo :) Был у нас такой проект цветной, специально для EGA моника. С головоломками по расстановке зеркал и рациональному использованию собранных предметов;
— потом я поднимаюсь на этаж выше к ребятам, они как-раз возвращаются с занятий, мы дружно идём к каким-нибудь девчонкам-веселушкам, где с огромным удовольствием кушаем и спускаемся обратно в класс, чтобы развернуть бурную креативную деятельность;
— ну и когда время близится к вечеру, мы снова поднимались этажом выше, чтобы как следует выспаться.
Позже, когда мы раскопали в завалах старого оборудования в лаборантской забытый видеомагнитофон ВМ-12, в распорядок суток добавился ещё и просмотр киношек, самых разных, которые удавалось взять на видеокассета и которую этот видеомагнитофон мог нормально проигрывать (не все кассеты шли). Очень часто это был очередной пересмотр «Звёздных войн» (3,4,5 эпизоды), так как эти кассеты никому не надо было отдавать и они хорошо проигрывались))).

Видеомагнитофон ВМ-12

Тут было очень много всего создано, много пройдено и, кажется даже, ничего не испорчено! :)

Среди прочего, командно, была создана такая игра, как CivNet — это огромный, долгоиграющий проект, который какое-то время даже поползал по городу. Это текстовый (опять же), вариант Цивилизации. Там были и науки, и множество взвешенных юнитов, и наличие неплохого АИ, который, правда, стал не таким сильным, когда вскрылся глюк, что у компьютерных игроков кочевники (или как там сеттлеров звали?) после основания города не исчезали, а двигались дальше и обустраивали следующий город.
Изюминкой данного проекта был сетевой режим на большое количество игроков. Собственно у нас в классе могли играть на всех 13-ти машинах (12 зелёных мониторов и один цветной). Причём штатно программно использовать локальную сеть мы тогда абсолютно не умели. Настраивать Netware я мог, да (хотя сейчас и половины не вспомню), но её использовать её в своём проекте на тот момент было сродни космическим технологиям. Да чего там! Сам Doom мог поддерживать только 4-х игроков...))
В общем основной фишкой CivNet'а было, как мы тогда думали, наше ноухау: использование расшаренного для всех на сервере диска. Причём диск делается виртуальным и тогда обращения к винчестеру не было совсем, а процессы чтения и записи были максимально быстрыми.
На базе этой «сетевой» библиотеки (хотели назвать её DiskNet пока не узнали, что такая уже есть) потом планировалось множество проектов, но ни один из них не набрал такой популярности, как CivNet (возможно и потому что она балансировалась не одну неделю).

Кстати, возвращаясь к Doom’у и его работы с сетью. В первых его версиях у него была проблема с поддержкой 4-х игроков по сети, поэтому чуть позже, когда техника на кафедре обновилась до 486-х, наши гуру сидели и дизассемблировали код, ipxsetup.exe, чтобы найти и исправить ошибку. Тогда такое, кстати, вообще часто практиковалось.
Иногда ребятам в командировках приходилось исправлять ошибки в проектах прямо на месте, на асме, в прихваченном с собой дебаггере)))
Кроме исправления ошибок в собственных проектах, на кафедре в свободное время частенько и просто разбирали чужие проекты, чтобы посмотреть, полюбопытствовать, как они работают. Самым основным реверсинженерингом у нас тогда занимался Сашка Яковлев (или Шурик Яковлев), заметный человек, вложивший ОЧЕНЬ много всего в развитие компьютерных технологий в разных отраслях. Позже он частенько говорил: «если не будет в доступе технологии, я придумаю её сам».
Он очень любил сидеть и ковырять какой-нибудь очередной вирус или игрушку, разбираться как она работает и комментировать и обсуждать это со всеми, кто был рядом. Участвовал в demoscene, рассказывал нам, как там и что. Помню, я в своё время был очень горд тем, что подсказал ему как сделать фон с облачками для его демки со змейкой: она там складывалась в разные фигурки. Кроме того, им была написана просто огромная куча читов для игр, он разбирал и игры, и игровые движки на косточки. Помню, он мне вкратце попытался как-то рассказать, как устроена игра Budocan, но я уловил чуть более чем ничего)) Ещё он очень долго и основательно разбирал движки фирмы Sierrа. Я за всем этим наблюдал и потому такие квесты как Larry, Space Quest, King’s Quest, сидят у меня, наверное, в ДНК.)))
Я так заострил внимание на Александре, ибо он действительно научил меня очень и очень многому (за что я ему крайне благодарен!). Конечно не он один помогал мне, да и, по сути, участвовал в моём воспитании)), но из всех остальных он был ближе всех к геймдеву.

Помню, он тогда писал свой движок QGraph на Watcom C и когда вышел DirectX, он запаковал свой проект, закинул в архив, сказав «они отняли мой хлеб»… И, кстати, по скорости и качеству работы, его движок мог потягаться тогда со многими из немногих созданных))).
В общем, Шурик Яковлев – это тема для отдельной повести, в которой есть свои взлёты и падения. Кому любопытно, можно погуглить. Большая честь была, учиться рядом с ним и у него.

Ох, вот уже скоро и 1-е августа, поэтому я срочно закругляюсь. И ведь это с натяжкой доходит только до середины истории…

… Если это всё кто-то будет читать и людям будет интересно, то впереди ещё я мог бы описать (да и, наверное, со временем опишу, хотя бы просто для истории):
— знакомство с очень важными для меня людьми, например с верным и надёжным напарником (когда первый раз его привели ко мне в час ночи...);
— работа ночью, в одиночестве, на поляне в глубоком лесу на старом ноутбуке при свете луны;
— совместная работа с другом, первые космо- и квесто-проекты;
— спонтанное оставление надёжной работы ради мечты — геймдева, после чего выяснилось, что у меня будет ребёнок;
— работа в стрессовой среде, например, в процессе уворачивания от летящих в меня предметов;
— бессоные ночи в стиле «work vs child»;
— временный переезд в Москву, поиск работы;
— работа в Nikita-Online (Сфера 2, почему её путали со Сферой 2 Ареной, Blood Hunter, и какого было работать в дружной, уютной и вообще классной команде);
— первые попытки «поднять» свой проект;
— сторонние, не геймдев-проекты «чтобы выжить»;
— собеседование в Nival’е (>_<);
— переписывание игрового проекта 8 (!) раз аля «вопреки здравому смыслу»;
— много-много других интересных историй, связанных с компьютерами, а в моём случае, это практически всегда ещё связано и с играми))
— ну и текущее положение дел…

Если и дальше рассказывать в таком стиле, то текста получается мнооого. Будет ли его ещё кто читать? И интересно ли это кому-то кроме меня? Я-то былое вспомниаю, мне прикольно ))

Сборная солянка из проектов, над которыми мне приходилось работать и до которых я ещё не успел добраться:
Проекты

15 комментариев

комментарий был удален
комментарий был удален
avatar
… Короче расстроил меня движок этого сайта…

Я, блин, старался, спешил, оформлял всё чинно, чтобы снайперски опубликовать блок за пару минут до 1-го августа, и, блинский блин, в последний момент получаю нежданчик в виде «превышено ограничение в 35 000 символов»… И ведь когда я десятки раз тыкал в «Предпросмотр», сайт мне даже намёка не давал на то, что здесь такое маленькое ограничение на пост. Но припомнил, когда я жмакнул «Опбликовать». Да у меня ежедневной переписке письма длиннее! XD
Ну и пока я там материал резал на мелкие кусочки, время уже ушло.
… Ощем вы как хотите, но мавр сделал своё дело, мавр может уйти ))
avatar
Увеличил до 50000. Вам хватит?
avatar
О, спасибо большое! Комментарии эти можно как-то теперь удалить, чтобы не было дублирования информации?
avatar
Интересно! Рассказывай еще! Я сам сейчас собираюсь менять работу, оч хочу в игровую индустрию, а опыта ноль. Поэтому часть про работу в русских компаниях очень интересна.
avatar
+1, было бы интересно почитать)
avatar
"+1" написал, а не поставил.
avatar
я так и не понял, какой проект автор переписывал 8 раз :)
avatar
Речь там о казуальной time-management игрушке, с которой мы с напарником (и отличнейшим другом) решили начать своё дело. Но до неё ещё куча событий была, поэтому я не стал бежать впереди поезда — хочу более последовательно всё рассказать, постараться сохранить целостность повествования. Может поможет кому-нибудь не гулять по граблям, как это выходило у меня))
avatar
Только это будет, походу, ещё один, а то и два поста с продолжением, ибо как ни крути, а тут, с текущими 50000 символов, «тесновато».
И вправду говорят, время циклично: ещё во времена зачатия x86-ых было ограничение в 64 килобайта на сегмент, сохранилось оно и теперь, спустя более 20-ти лет)))
avatar
Очень много «о том как я хотел» и мало «о том как я стал»
Но читать все равно интересно
avatar
Ну вот как-то уложилось у меня в голове, что именно это, что я описал, и является основным фундаментом для девелоперства. Это же не просто так было: ходил, занимался другими делами, а потому ррраз и решил удариться в геймдев…
… Хотя, в ключевой момент, конечно, так и было: заходя в лифт по пути к начальнику, я ещё не знал, что выходя из него, попрошу увольнения именно ради того, чтобы основательно засесть за игрушки (об этом попозже тож напишу).

Но мой вход в геймдев не был бы таким, выкинь из этой истории хотя бы тот же фильм «Короткое замыкание» или сериал «BUGS: электронные жучки», не говоря уже о моих залипаниях с «большими дядьками» на кафедре и посиделках в дисплейных классах…
avatar
Отличная статейка! Не знаю, как это все воспринимает новое поколение программистов, но у меня твой рассказ вызвал теплую ностальгию по 80-м и ранним 90-м. Практически такое же восприятие мира было и у меня — завораживающая новая техника, болезненный переход с бейсик а на турбопаскаль, трепет перед «иногда приходящими» гуру, ужасы дума…
С радостью почитал бы продолжение — встреча windows 95, визуальные ide, переход на directx после непосредственного доступа к памяти… да много чего ещё =)
Чтобы оставить комментарий необходимо .